?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
О реальной доступности высокотехнологичной медицинской помощи
m_gaidar
Хочу поделиться с вами историей, которая отлично иллюстрирует, почему Ольга Голодец лукавит, когда говорит, что мы построили свою медицину настолько хорошо, что практически вся высокотехнологичная помощь сегодня может быть оказана в РФ, и уровень ее выше европейского. Это история о том, как оно обстоит на практике.

В этом посте я не хочу обсуждать качество медицинской помощи и сравнивать, что умеют делать у нас и в других странах. Речь пойдет о физической доступности лечения, которое, по словам вице-премьера, на самом высоком уровне могут оказать в России.



Итак :


К нам в Фонд “Социальный запрос” обратился ветеран войны и труда К.

Вернее, он сначала позвонил в дружественный нам фонд, специализирующийся на помощи престарелым, и попросил финансовой поддержки на выполнение  жизненно-важной для него операции - замены сердечного клапана. Стоимость операции - 1,5 миллиона рублей.


Мы решили, руководствуясь заявлениями зампреда Правительства РФ, разобраться в ситуации начали и выяснить, что за операция назначена ветерану и почему за нее просят деньги. Оказалось, что К. операция была рекомендована лечащим врачом, он был направлен в РКНПК им. Мясникова. Там дедушку приняли, сказали что обязательно его прооперируют, но только у них очередь, и в ней он 65-й - и когда операция неизвестно! Конечно, все можно сделать быстро и без ожидания, если он сможет оплатить операцию сам. Никаких проблем, дорогой ветеран, просто изыщите как-нибудь полтора миллиона, а то неизвестно, дождетесь ли своей очереди на операцию!


Вот она, наглядная демонстрация заявлений Правительства об уровне развития медицины в России!


Ситуация для нашего здравоохранения типичная. С одной стороны, абсолютно очевидно, что человек должен получать медицинскую помощь в соответствии с состоянием его здоровья, определяемым лечащим врачом, и ему эту помощь назначают, но, с другой стороны, неизвестно, когда она будет оказана. Мы просмотрели все законодательные акты, и стало очевидно, что сроки оказания высокотехнологичной медицинской помощи нигде не прописаны. Ее назначат в соответствии с законом, а вот когда исполнят назначение - нет точного указания. В очередях можно простоять несколько месяцев или даже лет, а это зачастую вопрос жизни и смерти.



Юристы-волонтеры, участники нашего проекта “Центр юридического волонтерства”, очень оперативно включились в эту проблему и уже заканчивают подготовку пакета предложений, касающихся законодательного установления сроков оказания высокотехнологичной помощи. Данные сроки могли бы быть прописаны в приказе Министерства здравоохранения либо в в Федеральной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Поэтому обращаемся сразу и в Министерство здравоохранения и и к вице-премьеру по социальным вопросам Ольге Голодец.


Будем рады всем, кто захочет присоединиться к нашей команде и работе над вопросом! Пишите нам, советуйте, делитесь опытом - все это очень важно!


А теперь, пока мы ждем ответов, надо вернуться к нашему ветерану, который ждать не может и помощь ему нужна срочно!


Мы направили обращения в Министерство здравоохранения и в Департамент здравоохранения г. Москвы, в которых попросили защитить права К. на получение бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий. Указали и на то, что в законе “О ветеранах” прописано, что ветераны должны получать медицинскую помощь во внеочередном порядке.





Департамент отреагировал первым. Прислали ответ, что К. оформлен талон на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Самому ветерану, тем временем, ответили из Администрации Президента (мы помогли составить ему обращение туда, ведь в преддверии 70-летия Победы и всех планируемых торжеств к ветеранам должно быть самое внимательное отношение). Дедушка воодушевленный “письмом Путина” пошел опять в Институт им. Мясникова. Там его приняли с распростертыми объятиями, сказали что талон есть, осталось только пройти предоперационные обследования. По результатам обследований К. опять похвалили, объявили, что все отлично, можно ложиться на операцию…  только необходимого протеза нет. И неизвестно, когда будет! Как же так? Это, как бы тактичнее сказать… очень занятная ситуация, которой мы посвятим отдельный пост.


А пока вот такой итог месячного обмена письмами с Администрацией Президента и московскими ведомствами: больной ветеран по-прежнему обивает пороги, в федеральном медицинском учреждении не озаботились закупкой необходимых материалов и не имеют четкой схемы действий в ситуации, когда они экстренно нужны, а Министерство здравоохранения  - которому напрямую подчиняется федеральное медучреждение - хранит молчание!


Страшно даже не то, что дедушка не получит помощи, - мы еще раз напишем везде, и все-таки добьемся своего - страшно, что время уходит, а для пожилого больного человека операция на сердце имеет критическую важность. Есть Закон об охране здоровья, где ясно изложено, что помощь назначается по состоянию здоровья пациента. И эта помощь должна быть оказана качественно и в срок. А наша система здравоохранения сейчас ограничивается тем, что записывает человека в некую очередь, которая может длиться бесконечно, но это имитация работы, просто чтобы не давать отказ. Тем временем, если за время этой очереди у человека случится значительное ухудшение или еще что-то более страшное, ответственность врачей и чиновников за несвоевременное оказание помощи не отменяется. И кто там уж будет в итоге виноват - тот, кто не закупил достаточное количество протезов, или тот кто не сделал вовремя назначения - не имеет значения. Ответственны все.


  • 1

О реальной доступности высокотехнологичной медицинск

Примерно из той же оперы о приказах Минздрава( точнее, их неоднозначном толковании).
в Минздраве изначально лепят Приказы с коррупционным потенциалом. Например:
"Приложение N 11
к Порядку оказания
педиатрической помощи,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 16 апреля 2012 г. N 366н
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ

МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ..."

то есть, чиновник Минздрава выдаёт лицензию медучреждению (ЛПУ) из только одному ему известных соображений. Если администрация ЛПУ хорошо "примет" чиновника, то он имеет право выдать медицинскую лицензию медучреждению, где в штате вообще не будет, например, ни одной санитарки. Либо на одну постовую медсестру будет 250 детей )). А кто запретит? Штатные нормативы-то - рекомендуемые. То есть , необязательные к исполнению. А обязательной нормы, которую переступать нельзя , так как она находится на рубеже даже не качества медицинской помощи, а на рубеже её безопасности - не существует . Минздраву такие твёрдые нормативы невыгодны - на них бабла не срубишь.

Re: О реальной доступности высокотехнологичной медицин

Полностью согласна, с нормативами есть три проблемы. Часть из нормативов устарела и и не имеет смысла, часть невыполнима, а часть - просто не соблюдается. С этим мы и пытаемся бороться.

Маша, знаешь чего вы добьетесь? Того, что докторам администрация, под страхом штрафов и наказаний будет запрещать говорить больным о том, что им нужно то или иное обследование или лечение. Собственно так оно сейчас и происходит.Сама работая врачом в бюджетке с таким сталкивалась. Поэтому пациенты и бегают по нескольким врачам, обращаются за по одной и той же проблеме к нескольким консультантам. Это победить нельзя.

мудрый врач никогда не станет утаивать от пациента полную информацию о лечении. Это ему просто невыгодно. В случае осложнений врач будет нести личную ответственность за неполное обследование и лечение. Оно ему надо?
Один доктор точно сказал : " запись в карте мы делаем не столько для больного, сколько для прокурора".

Ну, хорошо, а кто должен нести ответсвенность? По-вашему получается, что вообще никто? Ни врач, ни администрация, ни чиновники? То есть все должны довольствоваться тем, что есть? Просто смириться с порочной практикой и не пытаться ее исправить?

Edited at 2015-04-03 13:47 (UTC)

надо конечно стараться исправить, но это надо делать мудро и аккуратно. Может здесь спасут именно стандарты, может нормальная работа страховых компаний. Я помню как в 1998 году посоветовала сделать девочке с болями в спине КТ, мама пошла к главврачу требовать это бесплатно, главная пришла ко мне и сказала, что либо она стоимость обследования вычтет из моей зарплаты, или я должна убедить маму, что ей это исследование не нужно и хватит рентгена. Зарплаты моей тогда даже на еду не хватало,хватало, на то, чтобы заплатить за детский садик дочке и за квартиру. Что бы вы сделали на моем месте, Маша?

нужно искать откуда у проблемы "ноги растут". Вот , например, если в должностных обязанностях даны изначально невыполнимые нормы.
Пример: у моряков рыболовецкого траулера забрали рыболовную сеть и выдали каждому рыбаку по удочке. При этом норму улова (тонну за день) оставили прежней.
Кто виноват, что не смог их выполнить? Я думаю, тот, кто эти нормы закладывал.
Таким образом погиб президент фирмы Тоталь. Диспетчер физически не мог следить за двумя мониторами, находящимися в разных концах комнаты.

Из чего сложилась такая цена на операцию (по платным услугам)??? Она в разы меньше. Если в указанной больнице большая очередь, можно было попросить оформить квоту в другую, куда квот выделяется больше и очередь меньше. Да, перед операцией надо пройти необходимые исследования, сдать анализы. Это можно сделать в своей районной поликлинике. Бесплатно. Пишу, как медик, работающий в гос. учреждении (оперируем по квотам) и как невестка пациента, получившего квоту на общих основаниях. Операцию ждали неполных 2 месяца, они как раз ушли на то, чтобы сделать исследования в поликлинике.

Светлана, вы может не в курсе (т.к. вы врач) но сегодня нельзя самому никуда перенаправиться - только через лечащего врача. Т.е. по сути - через его желание и умение это делать или через нежелание. + через желание или нежелание других больниц принять пациента.

У моего ребенка было подозрение на одну серьезную болезнь. На обследование нас направили в длиннющую очередь.

Само понатие квот подразумевает, что услугу всем оказать нет возможности. По сути это талоны на жизнь

Спасибо, Светлана! Вы правы действительно многое можно сделать бесплатно, просто люди об этом не знают или не верят в то, что это возможно сделать. Задача нашего Фонда - как раз искать такие пути, давать информацию и расширять и туннели ))

Но Олег, говорит, правду, система устроена так, что практически все, что положено - получить очень сложно . Особенно в Москве почему-то.


Всё понятно, Маша. Наши врачи на пациентов такого возраста вообще не обращают внимания. Ходи сколько хочешь... В 2009году мою маму ( она 1934 года) даже не направили в стационар, когда случился инсульт после посещения процедурного кабинета и инъекции противопоказанного препарата. После инсульта развилась болезнь Паркинсона. Говорят, что после первого инсульта вероятность второго в скором времени нужно ожидать, если не лечиться, не поддерживать здоровье. Врачи вырвали из карточки всё, что могли и скрывали от меня и мамы и перенесенный инсульт и причину болезни Паркинсона.

Лето 2010 года мама чувствует себя очень плохо, но направление к неврологу опять не дают. Она резко худеет...на 30 кг. Ругаюсь с терапевтом, беру по своему старому направлению талон к неврологу. Делаю маме ЭЭГ головы и у неё есть изменения в головном мозге, требуется госпитализация. Терапевт вновь не дает направление к неврологу по причине, что невролог в отпуске. Жду месяц выхода невролога из отпуска. Веду маму на прием. Ставят на очередь на госпитализацию. Никакие мои мольбы, что у мамы пульс падает до 90/45 не помогают, о том что у неё страшные судороги и она сильно похудела. Вообщем госпитализации ждали почти три месяца. Госпитализировали её в двухместную палату для тяжелобольных с диагнозом " Инсульт лакунарный ишемический повторный".Выписку дали именно с таким диагнозом, потом оформили инвалидность первой группы, потом в карточке задним числом написали , что госпитализация предлагалась, но она отказалась.

Потом страховая компания "МАКС-М" и ТФОМС Самарской области будут делать всё, чтобы врачи не понесли ни какой ответственности. Независимый эксперт сделает экспертизу и ТФОМС даст заключение о причиненном маме вреде здоровью спустя ТОЛЬКО ЧЕТЫРЕ ГОДА по просьбе уполномоченного по правам человека. Когда же обратилась в суд, то тот же ТФОМС Самарской области вновь подделает документы и в суд представит заключение этого же независимого эксперта, но с датой более поздней, где независимый врач-эксперт уже отказалась от своих показаний.

В суде мне открыто говорили : " Что вы хотите, она старая, уже отжила..." Слов нет, когда те, кто должны защищать( страховая и ТФОМС) выступают в суде на стороне медучреждения. Независимый эксперт был из Нижнего Новгорода. Я разыскала его, позвонила. Записала разговор в котором она говорит мне, что всё сделала так, как просил ТФОМС.

Воевать с системой бесполезное дело. Не хватит ни каких средств на адвокатов, да и сил уже нет. Нужно ухаживать за тяжелобольной мамой, нужны немалые средства на лечение...


Какой кошмар! Очень сочувствую Вам и вашей маме... Ненавижу вранье и подлог от людей, которые должны защищать нас.

Врачи, чиновники, эксперты, страховые - все они часть одной системы, они сильно зависят друг от друга и редко имеют возможность к самостоятельным действиям. Иногда эта система организована лучше, иногда хуже.
В любом случае сейчас в действующей системе нет никого кто бы честно, профессионально и мотивированно выступал бы на стороне пациентов.

Я понимаю, что это уже неактуально, но в любом случае если у вас или ваших близких возникнет подобная ситуация - обращайтесь к нам, мы постараемся помочь http://www.fondzapros.ru/

Edited at 2015-04-06 15:41 (UTC)


Ах какие молодцы в фонде "Социальный запрос!"! Добились всё-таки от врачишек согласия на внеочередную операцию! Только вот операцию никто не делает и делать не будет, пока не будет расходников, в первую очередь самого клапана. Да я таким же образом могу не вставая со стула добиться операций вне очереди всем нуждающимся во всём мире. Легко!
А если без шуток: очередь на такие операции как раз и определяется поступлением расходного имущества. Сколько закупили клапанов, столько и поставили. И количество закупаемого определяется суммой выделяемых средств. Кстати, клапана скорее всего импортные, как и прочее необходимое для операции на сердце имущество - контур для аппарата искусственного кровообращения, шовный материал и т д. То есть при сохранении ассигнований на уровне прошлых лет количество проводимых операций уменьшилось вдвое. Я уж молчу, что волонтёрам, которые с огнём в глазах и в сердце, не мешало бы подумать: а из 64 человек, которые стоят в этой очереди дольше, чем их клиент, сколько таких, кому этот клапан нужнее (или по крайней мере операция необходима более срочно)? И проталкивая "своего" пациента, расталкивая очередь, не обрекают ли они на смерть другого человека?
А 1,5 миллиона, которые запросили с дедушки как раз и представляет собой стоимость набора расходного имущества для выполнения данной операции, то есть около 20 тысяч американских рублей.
Теперь первый клапан и всё прочее, что поступит в больницу пойдёт этому дедушке, а не тому, кто честно отстоял очередь. Ну ладно, тот ляжет на свою операцию на несколько дней позже. А если таких ушлых дедулей будет 10? Или больше. Тогда тот, кто встанет в очередь 65-м останется 65-м и через год, если благополучно не загнётся раньше, что практически неизбежно. А "нетерпеливые", если их будет много, вынуждены будут выстраиваться в очередь "которые без очереди". Или будет кастинг в зависимости от лоббистской мощи "толкачей". Типа за Иванова хлопочет фонд "Социальный запрос", а за Петрова - "Социальный вброс". Второй круче, его депутат Сидоров курирует, так что клапан достаётся Петрову, а Иванов пока перебьётся, даже если ему нужнее и операции ждёт дольше. Такая вот социальная справедливость по российски.

Спасибо за комментарий, отвечу Вам чуть позже развёрнуто.

а мне вот вообще не понятно, как отсутствие какого-то расходника может служить оправданием для неоказания медицинской помощи.
В Минздраве обязаны предоставить услугу.А как они это будут делать, пациента волновать не должно.
Нет расходника в России? В чём проблема? Оплатите переезд пациента в страну, где эту операцию сделают без проблем с материаламии и расходниками.
"Если гора не идёт к Магомету..." )))
Минздрав в лице государства взяло на себя обязательства и обязано их выполнять.

  • 1