?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Заполним пробел в законодательстве - сроки по оказанию ВМП
m_gaidar
Давайте сразу расставим точки над i: мы в Фонде “Социальный запрос” вовсе не собирались “протаскивать ушлого ветерана, которому больше всех надо”, как пишут нам тут в комментариях, в обход очереди. Тем более мы совершенно не настроены на то, чтобы выяснять кто больше нуждается в медицинской помощи, а кто меньше, кому “нужно срочно”, а кто “подождет”. К нам обратился конкретный человек, с конкретной проблемой, касающейся конкретной области организации медицинской помощи. Мы вникли в его проблему и начали её решать.



Изначально я даже не собиралась писать об этом случае у себя в блоге. Пришел дедушка, мы помогли ему составить пару запросов, причем на самый высокий уровень, и полагали, что все быстро разрешится, ведь дело касается частного случая, возможно с недобросовестными действиями мед.учреждения или плохой организацией работы. Работа, как правило, быстро налаживается при звонке сверху или спущенного оттуда запроса. Но все закрутилось: пошли отписки, переотсылы проблемы между ведомствами и просто “извините, а у нас нет для вас нужного расходника”.

И пока мы искали решение частной проблемы, стало очевидно, что есть огромная дыра в системе высокотехнологичной медицинской помощи - это отсутствие сроков ее оказания. Отсюда все отписки, отсюда безответственность медицинских учреждений, бессистемность их работы по закупке нужного оборудования и расходных материалов. Именно в этом главная уловка, выгодная власти: “лечение мы вам должны назначить и провести, только когда это будет - неизвестно”. Ольга Голодец удивляется, почему все едут заграницу, если в в России могут оказать практически всю высокотехнологичную помощь, но, наверное, она просто не подозревает, что до оказания этой помощи можно элементарно не дожить.



Юристы “Центра юридического волонтерства” изучили все нормативно-правовые акты, связанные с оказанием такой помощи за счет средств бюджета, и пришли к выводу, что сроки оказания ВМП нигде не прописаны. Есть нормативы по вынесению решения о наличии показаний для лечения, по оформлению и передаче документов - а вот сроков оказания нет. Мы посчитали, что такое положение вещей противоречит сразу нескольким законодательным актам: Конституции РФ, Закону “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, а также нескольким постановлениям Правительства РФ.

Отсутствие четко прописанных предельных сроков оказания высокотехнологичной медицинской помощи создает массу проблем как пациентам, так и врачам. Дело же не в том, что создается очередь (как заметили, опять же, в комментариях, без очередей пока трудно обойтись даже в странах с очень хорошо развитой медициной), дело в том, что нет определенного срока, который надо в этой очереди отстоять.

Вернемся к нашему случаю с ветераном. Дедушке говорят, что ему нужна операция на сердце, операция дорогая, средства из государственного бюджета на такие операции выделяются маленькие, а нуждающихся в такой операции - много; поэтому нужно постоять в очереди, время ожидания - до 6 месяцев, но можно сделать ее платно, сумма такая-то (хотя о сумме будет еще отдельный разговор). При этом все очень понятно и наглядно: есть очередь, которая продвигается по определенному алгоритму, это можно публично отслеживать и понимать какой ты уже по счету и сколько осталось ждать. И тогда дедушка (или молодой человек) вооруженный полной и ясной информацией, проконсультировавшись с врачом о своем состоянии здоровья, садится с семьей и решает как быть: вставать в очередь и пытаться дожить до назначенной операции или продавать дачу под Истрой, брать кредит и делать операцию быстрее.

Да, тут тоже можно упрекнуть систему в жестокости, в том, что бесплатная медицина не такая уж и бесплатная и прочее. Однако когда есть четкие правила, человек может ясно оценить свои силы и возможности, понять, на что он может рассчитывать. Сейчас же людям просто говорят, что они в конце очереди, а как она движется, как быстро проходит, никто не знает - может быть, необходимая операция станет возможна через пару месяцев, а может и через несколько лет. Только к этому времени помощь уже может оказаться бесполезной, если не совсем запоздавшей… При наличии четких сроков оказания ВМП снижаются коррупционные риски, уменьшаются возможности для мошенничества и шантажа пациентов, повышается ответственность лечебных учреждений за планирование и оказание помощи, закупку расходных материалов и эффективную организацию работы.

Наши юристы разработали пакет предложений по установлению предельных сроков оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Исходя из анализа норм права, мы пришли к выводу, что данные сроки могли бы быть установлены как в приказе Министерства здравоохранения РФ об установлении Порядка оказания ВМП, так и в Федеральной программе государственных гарантий. Поэтому мы направляем два пакета документов одновременно: один - на имя Министра здравоохранения В.И. Скворцовой, второй - на имя Заместителя председателя Правительства О.Ю. Голодец.





Очень надеемся, что наши предложения будут услышаны и реализованы! Также будем признательны за помощь всем, кто имеет опыт в таких вопросах. Присоединяйтесь к нашей команде юристов-волонтеров, которые работают по проблеме установления сроков ВМП. Заполняйте анкету здесь или пишите на zapros@fondzapros.ru.


  • 1
Знаете, Мария Егоровна, у меня была такая ситуация ( частный, конкретный случай ): в 1997-м году, осенью моему родному отцу 74 лет потребовалась срочная пересадка печени ( метастазы после операции летом 1997 года ); мы приехали в 62-ю больницу в Петрово-Дальнее на консультацию к хирургам. Платная операция стоила у них тогда $250 тыс., деньги такие у меня имелись в наличии, но доктора ПОСОВЕТОВАЛИ МНЕ операцию не делать, чтобы дать ему 3-4 месяца спокойно пожить, гулять по зимнему лесу вместе с нашей мамой, попрощаться спокойно со мной и моим родным братом. Прожить без проблем несколько месяцев и умереть.
*
Мы собрались всей нашей семьёй, спокойно обсудили ситуацию. В конце концов я принял решение вместе с моим отцом, - мы отказались от операции, и 27 февраля 1998 года он умер, участник Великой Отечественной войны, орденоносец, доктор наук, любимый мой папа.

Edited at 2015-04-07 17:04 (UTC)

Мне очень жаль!
Очень печальная история.

Мистика ...

Когда убили Бориса Немцова, я подумал ( непроизвольно ): О, как, - в один день с моим отцом.
*
Борис был другом мне , когда-то.

Наши юристы волонтеры большие молодцы!
будем ждать ответов

Хорошее важное дело. Спасибо, Мария. Успеха вам и команде.

Уважаемая Мария Егоровна! Меня очень порадовал этот Ваш пост, третий в линейке. Наконец слышна/видна речь не мальчика, но мужа (соответственно, аналог в женском варианте).
Хоть Вы и пишете:"мы в Фонде “Социальный запрос” вовсе не собирались “протаскивать ушлого ветерана, которому больше всех надо”, как пишут нам тут в комментариях, в обход очереди. Тем более мы совершенно не настроены на то, чтобы выяснять кто больше нуждается в медицинской помощи, а кто меньше, кому “нужно срочно”, а кто “подождет”.
Но позвольте привести фразу из запроса, приведённого в первом посте: "В соответствии со статьёй... закона "О ветеранах" ветераны ВОВ должны получать медицинскую помощь во внеочередном порядке". Я не собираюсь обсуждать участие в той войне мальчика 1932 года рождения, про пионеров-героев книжки читал. Но "вне очереди и "в обход очереди " чем-то различаются?
Но в последнем тексте я вижу, что Вы увидели за абстрактной цифрой "65-й в очереди" как минимум 64 человека - старых и не очень, мужчин, женщин, а вероятно и детей, нуждающихся в помощи не в меньшей мере.
Вы совершенно справедливо пишете, что частный случай "ветерана К" является частью огромной проблемы, которую можно решать только в комплексе. И в таком варианте я был бы рад оказывать посильную помощь Вам и Вашей организации. Ибо совершенно справедливо, что заложниками нынешнего положения вещей являются и пациенты, и врачи.
Акцентирую Ваше внимание на нескольких проблемных вопросах:
1. Установление предельных сроков ожидания не решает главной проблемы - нехватки ресурсов, в первую очередь денег. В тех же США, насколько мне известно, нет никаких предельных сроков ожидания трансплантации донорских органов, ведь данный ресурс конечен, а пополнение его малопредсказуемо. При финансировании "с перебоями" то же самое можно сказать о банальных деньгах. Система квотирования вроде улучшила положение, но... случился очередной кризис.
2. Очередь безусловно должна быть прозрачной, иначе злоупотреблений не избежать (впрочем, я уже писал о маленьких гешефтах калифорнийских трансплантологов, так что прикрыть все лазейки - задача не элементарная), но есть понятие медицинской тайны. Не многие захотят делать данные о своём здоровье всеобщим достоянием. То есть очередь должна быть анонимна, но уполномоченные люди должны следить, чтобы в ней не было "мёртвых душ". Сразу возникает проблема "кто будет сторожить сторожей?
Желаю Вам удачи.

Edited at 2015-04-08 17:49 (UTC)

1. Согласна. Но это другой вопрос. Ресурсы никогда не появятся, если не требовать их выполнения.

2. Понятно, что это один из самых сложных вопросов для урегулирования. Самое простое решение - никак это не регулировать, что и происходит сейчас. Я не считаю, что это правильно.

И ещё: принцип квот (а именно на нём основано в настоящее время оказание ВМП - высокотехнологичной медицинской помощи) на уровне концепции абсолютно не совместим с установлением предельных сроков ожидания помощи. Если на данный вид ВМП выделено на год 1000 квот (соответствующим образом обеспеченных ресурсами), а обратилось за помощью, скажем, 1100 человек, то 100 последним ничего не светит до следующего года, когда вновь будут установлены и профинансированы квоты. Квотирование в принципе необходимо тогда, когда какой-то ресурс ограничен и чего-то на всех не хватает. Так что просто принять постановление об установлении предельных сроков ожидания ВМП, скажем, в полгода, не получится. Нужно или менять концепцию, отказываться от квотирования, либо... а не знаю что либо. Пусть каждому будет счастье и никто не уйдёт обиженным. Осталась мелочь - придумать, как это сделать.

Очень рада,Мария, что юристы пришли к такому заключению - официальные нормативы по срокам. Собственно, для этого я и привела в пример Приказ о рекомендуемых (необязательных) нормативах по штатному расписанию ЛПУ. Это "одного поля ягоды". Они формально позволяют отступать от декларированных социальных стандартов, при этом чиновник не несёт никакой ответственности. Очень удобный способ " и рыбку съесть, ..." ))
Я также обращалась в Минздрав, указывая на проблему о "скользком" трактовании этого Приказа администрациями ЛПУ. Реакцию Минздрава уже описала в параллельной теме.
Считаю, что всё ,касающееся здоровья и жизни человека, должно быть строго регламентировано. Нельзя допускать "белых пятен" и чего-то "на личное усмотрение". Это почва для злоупотреблений, коррупции и развала отрасли.

Edited at 2015-04-11 08:26 (UTC)

Незнаю что вы там изучали лично я столкнулся с откровенным вымогательством .имея талон вмп мне конкретно говорят ни чего личного заплати и завтра встанеш на ноги.спасибо тебе страна . во власти и на хлебных местах одни тавари.которым до тебя нет никакого дела.тоже ничего личного констатация факта.Путин больше не мой президент и за единную россию я больше не голосую.

  • 1